Сергей Иванович Танеев
1856–1915
1856–1915
Значительная фигура в русской музыке конца XIX — начала XX в. Композитор, пианист, ученый, педагог, муз.-обществ. деятель. Родился в дворянской семье. Отец - Иван Ильич Танеев был магистром словесности, музыкантом-любителем, автором нескольких литературных произведений и музыкальных пьес. С 5-ти лет Сергей обучался игре на фортепиано. В 1866 поступил в открывшуюся в том же году Московскую консерваторию, которую окончил в 1875 по классам фотепиано у Н. Г. Рубинштейна и композиции у П. И. Чайковского (с золотой медалью). Сочинения консерваторских лет (в т. ч. 1-я симфония e-moll, 1874) отмечены большим влиянием Чайковского, но уже в них ясны черты индивидуального композиторского стиля Т. Расширению кругозора Танеева способствовали поездки за границу (1875, 1876-77, 1880), в т. ч. длительное пребывание в Париже, где он знакомился с живописью импрессионистов, общался с И. С. Тургеневым, Г. Флобером, Э. Золя, Ш. Гуно, К. Сен-Сансом и др.
При критическом взгляде на христианство, иным было отношение Танеева к образу Иисуса Христа. В теоретическом анализе мессы си минор И. С. Баха он пишет: «Христос есть существо более близкое людям, нежели гневный и мстительный Иегова»*. Вопрос исторической достоверности существования Христа Танеев обсуждает с историком М. А. Эртелем, о чем имеется подробная запись в дневнике от 5 апреля 1898 г. Иисус интересует его не только с исторической точки зрения. В 1896 г. в помещении Московского общества любителей художеств на Малой Дмитровке работала выставка изображений Христа, начиная с древнехристианского искусства до XVII в. В дневнике Сергея Ивановича есть запись о посещении этой выставки.
Несмотря на столь сложное отношение к христианству и православию, Танеев всегда присутствовал в церкви на панихидах и венчаниях близких людей, что неудивительно, ведь эти церковные таинства были неотъемлемой частью жизни общества
* Танеев С. И. "Из научно-педагогического наследия". сост. и ред. Ф. Арзаманов и Л. Корабельникова, М., 1967. Тезисы лекции о двойной фуге, ... С. 18.
В.Д. Крылова "Духовный путь С. И. Танеева"
М. Р. ГОГОЛИН МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Учебное пособие вологда «Русь» 1999
Данное учебное пособие предназначено студентам дирижерско-хоровых отделений и преподавателям хоровых дисциплин, изучающим произведения, входящие в состав богослужений римско-католической церкви. Кроме исторических и культурологических выкладок в пособии также даны тексты и переводы на русский язык основных религиозных латинских песнопений.
При критическом взгляде на христианство, иным было отношение Танеева к образу Иисуса Христа. В теоретическом анализе мессы си минор И. С. Баха он пишет: «Христос есть существо более близкое людям, нежели гневный и мстительный Иегова»*. Вопрос исторической достоверности существования Христа Танеев обсуждает с историком М. А. Эртелем, о чем имеется подробная запись в дневнике от 5 апреля 1898 г. Иисус интересует его не только с исторической точки зрения. В 1896 г. в помещении Московского общества любителей художеств на Малой Дмитровке работала выставка изображений Христа, начиная с древнехристианского искусства до XVII в. В дневнике Сергея Ивановича есть запись о посещении этой выставки.
Несмотря на столь сложное отношение к христианству и православию, Танеев всегда присутствовал в церкви на панихидах и венчаниях близких людей, что неудивительно, ведь эти церковные таинства были неотъемлемой частью жизни общества
* Танеев С. И. "Из научно-педагогического наследия". сост. и ред. Ф. Арзаманов и Л. Корабельникова, М., 1967. Тезисы лекции о двойной фуге, ... С. 18.
В.Д. Крылова "Духовный путь С. И. Танеева"
ПРИМЕЧАНИЯ
7Причастие
или евхаристия (греч. — "благодарность")
в христианстве обосновывается словами
Христа: "Хлеб ... ядите, сие есть Тело
Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое
воспоминание" (I Кор. II: 24).8 В
переводе с греческого означает "Господи,
помилуй", и как, правило, это обращение
к Богу-Отцу. С. И. Танеев в своем разборе
начальных номеров мессы h-moll
Баха писал: "Обращения к Богу Саваофу
отличаются мрачностью, суровостью...,
обращение к Христу... наоборот, имеет
характер светлый, лирический, более
интимный — Христос есть существо
более близкое людям, нежели гневный и
мстительный Иегова".
В композициях более позднего времени
слова "Christe eleison"
очень часто исполняются солистами в
противовес хоровому "Kyrie".
М. Р. ГОГОЛИН МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЖАНРЫ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОГО БОГОСЛУЖЕНИЯ Учебное пособие вологда «Русь» 1999
Данное учебное пособие предназначено студентам дирижерско-хоровых отделений и преподавателям хоровых дисциплин, изучающим произведения, входящие в состав богослужений римско-католической церкви. Кроме исторических и культурологических выкладок в пособии также даны тексты и переводы на русский язык основных религиозных латинских песнопений.
Комментариев нет:
Отправить комментарий